Когда восемь лет назад мы с Вадимом Красковым и Володей Ивановым запускали проект «Первая группа» (https://www.econ.msu.ru/entrance/bachelor/gpan/), я, конечно, волновался про много разных штук:
Во-первых, я размышлял о том, не вызовет ли создание одной отдельной очень сильной группы негативные внешние эффекты для остального факультета. Я помню длинные обсуждения с коллегами по факультету о плюсах и минусах такого решения. И формальные, на Ученом совете, и неформальные, за чашкой чая или в чатах.
Сейчас я точно вижу, что позитивные внешние эффекты перевешивают. Многие экспериментальные проекты, запущенные под Первую группу (скажем, замечательный Володин Reading Seminar), стали доступны всем студентам отделения экономика. И несколько талантливых молодых преподавателей зацепились за факультет во многом благодаря именно этому проекту. Теперь они преподают студентам всех групп. И не только бакалавриате, например Оля Клачкова, став самым молодым доцентом на факультете, делает новую магистерскую программу по анализу данных, а без Лизы Добронравовой и Оли Сучковой трудно представить наши макро и эконометрику.
И среди таких молодых преподавателей есть выпускники Первой группы, которые тоже преподают не только в Первой. Скажем, недавно, читая анонимное анкетирование, я впечатлился тем, как нынешние студенты любят Катю Ветрову и Тимура Магжанова.
Во-вторых, я сомневался, насколько хорошо будут востребованы в индустрии наши выпускники, в программе которых столько времени уделено сложной математике и продвинутой экономике. Но потом оказалось, что востребованы ещё как. Скажем, под Глеба Куровского коллеги из Центрального Банка даже слегка поменяли внутренние правила найма, чтобы он мог совмещать работу у них и учебу в магистратуре.
Конечно, тут всегда остается вопрос о причинно-следственных связях: к нам поступают очень сильные ребята, и я никогда не могу быть уверен, в какой мере их будущему успеху способствовал факультет, а в какой — их собственный талант. Например, работает выпускник Первой группы в хорошей компании в Европе (есть и такие). Как понять, делает ли он это благодаря проекту «Первая группа» или вопреки ему? Я не знаю. Но верю, что вклад факультета тут есть.
Наконец, в-третьих, мне было чертовски интересно, как оценят наши усилия коллеги из других университетов. Когда наши выпускники поступили на топовые американские PhD программы сразу после окончания «Первой группы», к нам в гости пришёл профессор РЭШ и директор совместного бакалавриата — замечательный Андрей Маркевич. За кружкой чая в 218-ой комнате Андрей расспрашивал нас, пытаясь понять, как мы со столь ограниченными ресурсами для первого же выпуска сумели добиться такого результата. Нам даже не пришлось для этого объединять усилия двух университетов, как это сделали коллеги. Такая вот эффективность.
Конечно, большинство первогруппников остаются в России, поступая на хорошие магистерские программы или отправляясь работать. И это здорово! Но тот факт, что те, кто хотят уехать учиться в Чикаго, Стэнфорд или Уортон, имеют такую возможность, это же тоже отлично!
Друзья-конкуренты из НИУ ВШЭ тоже оценили нашу идею. Настолько высоко, что в Питерской вышке был запущен в точности такой же проект (https://spb.hse.ru/pan/). У него даже название совпадает с нашим — группа повышенной академической нагрузки (Группа повышенной академической нагрузки — это официальный титул «Первой группы», который используется в формальных документах с момента её создания). Это ли не лучшее признание?
***
В этом году, у меня снова есть повод для волнения, ведь мы кардинально обновили наш бакалаврский учебный план. И впервые набираем ребят, которые будут по нему учиться.
Мы оставили всё то, что мы любим: да, математики и экономики по-прежнему много. И по-прежнему можно комфортно на семестр уехать в Европу на третьем курсе (надеюсь, что пандемия к тому моменту отступит).
Мы уменьшили количество предметов, которые нужно изучать в единицу времени. Зато добавили ещё больше работы с данными, и больше свободы выбора. Например, теперь некоторые дисциплины можно будет с равным успехом слушать и на третьем, и на четвертом году обучения. В зависимости от того, что вам удобно.
Так что я снова волнуюсь, но снова верю, что будет отлично.
PS: Фото из архивов первого выпуска